Универсальные вихретоковые дифектоскопы ОКО-01 и ВД 3-71 и их применение для выявления скрытых дефектов в неразъемных узлах авиационной техники.

В.Н. Учанин, Г.Г. Луценко, А.В. Джаганян, В.И. Буга, В.Я. Дереча

Физико-механический институт им. Г.В. Карпенко НАН Украины, г. Львов,

Научно-производственная фирма "Промприлад", г. Киев,

АНТК «АНТОНОВ», г. Киев

Введение

 Вихретоковый метод имеет исключительно большое значение для обеспечения надежной эксплуатации авиационной техники. Если на начальном этапе метод широко применялся для выявления поверхностных дефектов, то в последние десятилетия все более широко применяется для выявления подповерхностных дефектов, в том числе дефектов усталостного и коррозионного происхождения во внутренних слоях многослойных авиационных конструкций, дефектов под слоем герметика, головкой заклепки и т.п. [1-8].

 Исследования, проведенные ранее в Физико-механическом институте им. Г.В. Карпенко НАН Украины, показали возможность увеличения глубины контроля благодаря оптимизации частоты поля возбуждения и использованию вихретоковых преобразователей (ВТП) с разнесенными обмотками. На основе этих исследований и ВТП разработаны низкочастотные вихретоковые дефектоскопы типа ДУЭТ, ПОЛЕТ, ПОЛЕТ-ЗС, ВИД и ВДН 1.01 [1-4], в которых увеличение глубины контроля базируется на применении относительно низких рабочих частот. Были разработаны эффективные методики вихретокового контроля авиационных конструкций, которые могут быть легко адаптированы при использования современных дефектоскопов. Опыт использования вихретоковых дефектоскопов при контроле узлов авиационной техники обобщен в справочном пособии [8].

 В настоящее время специализированные низкочастотные вихретоковые дефектоскопы практически не выпускаются. В конце 80-х годов прошлого века были разработаны и выпускались универсальные вихретоковые дефектоскопы, которые позволяют проводить контроль в широком диапазоне частот, в том числе на низких частотах. Универсальность дефектоскопов обеспечивается возможностью подключения ВТП разного типа. Приборы обеспечивают проведение автоматической компенсации небаланса ВТП и наблюдение сигнала ВТП в комплексной плоскости (режим Х/У) или регистрацию реальной (вертикальной) или мнимой (горизонтальной) компонент сигнала ВТП в режиме временной развертки (режим У/Т или Х/Т) на экране дисплея. При этом, для отстройки от влияния помех, обеспечивается возможность проводить поворот комплексной плоскости от 0 до 360°. Для уменьшения влияния помех некоторые дефектоскопы универсального типа имели фильтры нижних и верхних частот с возможностью регулирования частоты среза. При одновременном применении обоих фильтров и соответствующем настраивании обеспечивался режим полосового фильтра. Благодаря этому дефектоскопы разрешали проводить контроль не только в статическом, но и в динамическом режиме. Дефектоскоп типа Elotest В2 (фирма Rohmann GmbH, Германия) получил широкое применение в авиации. Вес прибора был достаточно большим (11,5 кг) из-за применения для индикации электронно-лучевой трубки. Эти приборы были закуплены авиационными предприятиями в 80-х годах прошлого века и с успехом применяются до настоящего времени (например, на Киевском авиаремонтном заводе № 410 и в аэропорту "Борисполь").

Основные требования к вихретоковым дефектоскопам универсального типа

 За последние годы вихретоковые дефектоскопы универсального типа были серьезно усовершенствованны. Большинству современных вихретоковых дефектоскопов универсального типа в той или другой мере присущи следующие возможности:

  • применение цифровых методов обработки сигналов на основе встроенного процессора или автономного персонального компьютера;
  • использование люминесцентного или жидкокристаллического графического (в некоторых приборах цветного) дисплея;
  • широкий диапазон рабочих частот от единиц герц до нескольких мегагерц;
  • одновременное использование в отдельных приборах (отдельно или в комбинации) до 4-х рабочих частот;
  • использование 2, 4 и более независимых каналов;
  • возможность контроля в статическом или динамическом режимах контроля;
  • возможность подключения ВТП разного типа (параметрических, трансформаторных, абсолютных, дифференциальных и т.п.);
  • разные режимы представления информации (комплексная плоскость, временная развертка и т.п.);
  • автоматизация настойки дефектоскопа и возможность запоминания установок дефектоскопа при реализации конкретных методик контроля для упрощения и ускорения настройки;
  • автоматическое срабатывание сигнализации дефектоскопа при попадании годографа сигнала в окно комплексной плоскости, границы и конфигурации которого могут регулироваться;
  • возможность запоминания полученных дефектограм в файлах стандартных форматов (например, ТІF или ВМР) и передача их в персональный компьютер или принтер через порты разного типа, с целью сохранения и документирования результатов контроля;
  • возможность интегрирования в автоматические системы контроля;
  • выполнение в переносном варианте с автономным питанием.

 В ООО «Промприлад» поставлена и решена задача создания отечественного универсального вихретокового дефектоскопа, который бы по уровню соответствовал современным требованиям. Разработано два варианта прибора – ОКО-01 и ВД 3-71 [9-10]. Прибор ОКО-01 позволяет решать широкий круг задач, а благодаря большому количеству каналов удобен при создании автоматизированных систем (в том числе комплексного) контроля.

 Для большинства задач вихретокового контроля авиационной техники (особенно в эксплуатации) достаточно возможностей более простого дефектоскопа типа ВД 3-71. Благо-даря небольшому весу и габаритам, а также наличию встроенного аккумулятора, прибор особенно удобен для использования в полевых условиях и условиях аэродромов.

Характеристики вихретокового дефектоскопа ОКО-01

 При создании универсального вихретокового дефектоскопа, соответствующего современным требованиям, была выбрана концепция модульного принципа построения дефектоскопа [9, 10]. Такой подход обеспечивает возможность гибкого расширения возможностей дефектоскопа путем подключения дополнительных блоков и модулей. Центральный модуль является специализированным компьютером. Помимо процессора, пленочной клавиатуры, TFT дисплея центральный модуль содержит флеш-карту, которая выполняет функции постоянно запоминающего устройства, контроллер датчика пути и интерфейс USB. Контроллер датчика пути позволяет подключить два преобразователя угловых перемещений, что необходимо для обеспечения возможности построить развертку поверхности контроля. С помощью специализированного приемопередатчика центральный модуль стыкуется с вихретоковым. Основой вихретокового модуля является программируемая логическая интегральная схема (ПЛИС). Она управляет синтезаторами частоты, усилителями, компенсацией напряжения небаланса ВТП, АЦП. Кроме того, ПЛИС производит фильтрацию полученного сигнала, управляет внешними коммутаторами и подготавливает образ вихретокового сигнала к отображению на дисплее центрального модуля.

 К дефектоскопу ОКО-01 может подключаться от одного до четырёх вихретоковых модулей, каждый из которых имеет один физический вихретоковый канал. Таким образом, один прибор может обеспечить до 4-х независимых вихретоковых тракта. Каждый из этих трактов может работать в многочастотном режиме. Значения рабочих частот регулируются в пределах от 100 Гц до 2 МГц. Дефектоскоп ОКО-01 может работать с ВТП различного типа (абсолютными, дифференциальными, параметрическими и трансформаторными).

 На лицевой панели дефектоскопа находится клавиатура для управления прибором. На дисплее воспроизводятся значения рабочих частот, частоты дискретизации, напряжения возбуждения, масштаба, поворота. Дефектоскоп обеспечивает представление сигнала в комплексной плоскости, что позволяет выделять дефекты на фоне помех путем анализа формы годографа сигнала. Четыре сигнала на (X/Y)-участке дисплея поворачиваются индивидуально в пределах от -360° до 360° с шагом в один градус. На дисплее независимо позиционируются четыре рабочие точки начала координат. Просмотр изображений позволяет воспроизводить на экране дисплея до 12 страниц. Каждая страница позволяет отобразить до 4-х вихретоковых каналов. Это позволяет конфигурировать до 32 каналов и легко выполнять переключение между 12 страницами для быстрого просмотра всех 32 каналов вихретоковых данных. Частота дискретизации регулируется оператором и может составлять до 1000 выборок в секунду на четырех частотах. Имеется возможность установки до 4 рамок сигнализации для каждого канала, которые могут объединяться с помощью логических функций "И" или "ИЛИ".

 Автоматическое измерение амплитуды и фазы сигнала обеспечивает возможность оценки величины дефекта при анализе данных. Измеренные значения фазы или амплитуды напряжения необходимы для оценки величины дефекта в соответствии с выбранной калибровочной кривой. Такая кривая обеспечивает сопоставление параметров амплитуды или фазы сигнала с параметрами дефекта в миллиметрах или процентах от толщины стенки.

Характеристики вихретокового дефектоскопа ВД3-71

 Дефектоскоп ВД3-71 (рис. 1) имеет один физический вихретоковый тракт, который обеспечивает работу до 2-х частот. Диапазон рабочих частот выбирается в пределах от 500 Гц до 6 МГц, что позволяет подключать высокочастотные и низкочастотные ВТП и решать задачи обнаружения как поверхностных, так и подповерхностных дефектов. За счет регулировки усиления и напряжения возбуждения ВТП обеспечивается возможность работы с абсолютными и дифференциальными, параметрическими и трансформаторными ВТП, изготавливаемыми различными фирмами.

 Дисплей прибора позволяет воспроизводить значения рабочих частот, частоты дискретизации, напряжения возбуждения, масштабу и фаза (угол поворота комплексной плоскости). Пролистывание изображений позволяет воспроизводить на экране дисплея до 3 страниц. Каждая страница позволяет отобразить 1 зону отображения и 2 временные развёртки. Каждая из зон отображения позволяет отображать вихретоковый сигнал в следующих представлениях: векторное отображение сигналов или комплексная плоскость. Частота дискретизации регулируется оператором и может составлять до 3000 выборок в секунду. Имеется режим автоматического измерения амплитуды или фазы сигнала для дефектов разной глубины с запоминанием соответствующей калибровочной кривой, которая используется для последующей оценки величины дефекта в процессе контроля. В дефектоскопе ВД3-71 также предусмотрено создание до 4-х «рамок» сигнализации. Эти рамки и сигнал в совокупности формируют событие (например, превышение сигналом порогового уровня), которое может индицироваться звуковым сигналом, подсветкой светодиодов на панели прибора, сигнализацией при помощи программных индикаторов или комбинацией вышеперечисленных реакций. Дефектоскоп обладает способностью создания смесей двух каналов. Для смешивания оператор может выбрать один из 5-х алгоритмов: суммирование, вычитание, суммирование с инверсией по горизонтали и суммирование с инверсией по вертикали, произведение.

image

Рис. 1. Внешний вид вихретокового дефектоскопа ВД3-71.

 Дефектоскоп ВД3-71 обеспечивает фильтрацию сигнала ВТП в реальном времени в помощью следующих фильтров: НЧ фильтр, ВЧ фильтр, оконный фильтр, дифференциальный фильтр и усредняющий фильтр. Наличие фильтров позволяет реализовать режим динамического контроля, который перспективен для выявления дефектов на боковой поверхности отверстий. Имеется возможность запоминания до 100 настроек дефектоскопа и 10 результатов контроля, что увеличивает производительность работы.

image

Рис. 2. Рабочее поле программы для анализа результатов вихретокового контроля на ПК.

 Данные контроля, полученные этим дефектоскопом также могут быть переданы на персональный компьютер для долговременного хранения, обработки, визуализации, создания баз данных по проконтролированным объектам (рис. 2).

Примеры применения дефектоскопов для контроля авиационной техники

 Как отмечалось выше, вихретоковый метод не имеет альтернативы при решении многих авиационных задач. Метод особенно эффективен при обнаружении дефектов в многослойных авиационных конструкциях, дефектов под слоем герметика или краски, дефектов в отверстиях, дефектов в зоне заклепки, в том числе под ее головкой и пр.

 Выявление скрытых дефектов в многослойных авиационных узлах (или при контроле с непораженной стороны) основано на применении низкочастотных ВТП. Для решения этих задач был разработан комплект низкочастотных ВТП, которые показали высокую глубину контроля в сочетании с хорошей чувствительностью и разрешающей способностью [11-15]. Важно, что эти ВТП хорошо отстроены от влияния изменений зазора между ВТП и контролируемой поверхностью. Для метрологического обеспечения при дефектоскопии подповерхностных дефектов разработан и изготовлен комплект специальных стандартных образцов из алюминиевого сплава Д16Т. Образец состоит из двух плотно соединенных частей. Протяженный дефект глубиной 2 мм имитирован вертикальным стыком частей образца. Глубина залегания указанного дефекта составляет 1 мм, 2 мм, 3 мм и 4 мм. Образец можно использовать для выбора оптимальной рабочей частоты при выявлении дефектов на определенной глубине, а также для настройки дефектоскопа с целью селективного выявления дефектов на заданной глубине.

 Рассмотрим несколько примеров перспективного применения универсальных дефектоскопов для контроля авиационных узлов.

Контроль зоны заклепочных соединений

 Важным преимуществом технологий вихретокового контроля является возможность выявления дефектов усталостного и коррозионного происхождения во внутренних слоях многослойных конструкций, в том числе без демонтажа крепежных элементов и без разборки конструкций. Это позволяет эффективно использовать вихретоковый метод контроля зоны заклепок не только во время ремонта авиационной техники, когда имеется возможность для демонтажа крепежных элементов, но и непосредственно во время испытаний и эксплуатации [5]. Типичный пример простейшей авиационной двухслойной конструкции, в которой стрингер соединяется с внешней обшивкой самолета регулярным рядом потайных заклепок, приведен на рис. 3.

image

Рис. 3. Типичный узел типа «стрингер-обшивка» с заклепочным рядом.

 На рис. 3 штрих пунктирной линией выделена зона контроля. На выноске показано расположение возможной трещины. Во многих случаях опасными признаются трещины, которые не выходят за головку заклепки. В общем случае количество соединенных слоев может быть большим, и дефекты могут быть расположены во внутренних слоях. Потайными заклепками в большинстве случаев присоединяют элементы конструкции к внешней обшивке самолета. Внутренние соединения часто выполняют при помощи заклепок с головками разнообразной формы. В некоторых случаях используют болтовые соединения.

 Все технологии вихретокового контроля заклепочных соединений по характеру сканирования контролируемой зоны можно условно разделить на три основные группы [5]:

  1. статический способ – проводится путем установки ВТП на заклепку или рядом с ней;
  2. скользящий способ - проводится при постепенном перемещении ВТП вдоль ряда заклепок или около него;
  3. вращательный способ – ВТП устанавливается на заклепку и вращается вокруг нее вручную или при помощи двигателя.

 Способы каждой группы используют для выявления дефектов, как во внешней обшивке, так и во внутренних слоях многослойных конструкций. При этом технологии каждой группы имеют свои достоинства и недостатки, поэтому возможность и эффективность их применения определяется особенностями авиационной конструкции и требуемым уровнем чувствительности и глубины контроля.

 Наиболее высокую чувствительность обеспечивает вращательный способ, в соответствии с которым ВТП устанавливают соосно с заклепкой, проводят компенсацию небаланса и наблюдают за изменениями контролируемого сигнала при вращении ВТП. В случае вращения ВТП над бездефектной заклепкой баланс не нарушается. При наличии дефекта баланс нарушается. Для реализации методики достаточно обеспечить вращение в обе стороны на угол от 45 до 90 градусов. Важно также обеспечить тщательное центрирование заклепки и ВТП [5].

 Для реализации методики в случае потайных заклепок могут быть использованы ВТП серии Леотест с диаметром рабочей площадки от 7 до 15 мм в зависимости от диаметра заклепки. Для центрирования ВТП в этом случае используют диэлектрические направляющие с отверстием соответствующего диаметра. Для выявления дефектов под выступающими над контролируемой поверхностью заклепками с округлыми и цилиндрическими головками (диаметр головки 10 мм, диаметр отверстия 6 мм) разработан специализированный ВТП типа Леотест MДФ 2201/10 R с центральным отверстием соответственного диаметра для установки его на заклепку. Отметим, что в этом случае нет необходимости применять диэлектрическую накладку для центрирования ВТП при вращении, т. к. ВТП центрируется самой заклепкой. Специализированный ВТП типа Леотест MДФ 2201/10 R исследовался на рабочей частоте 2 кГц с регистрацией сигнала в комплексной плоскости. Эксперимент проводился на образце из алюминиевого сплава Д16 с отверстием диаметром 6 мм, от которого электроэрозионным способом прорезаны искусственные дефекты типа трещины раскрытием 0,1 мм, длиной от 1 до 6 мм (через 1,0 мм). Образец с дефектом накрывался пластиной толщиной 2 мм с отверстием диаметром 6 мм без дефекта и соединялся заклепкой. На рис. 4-а и 4-б приведены годографы сигналов ВТП, полученные при вращении ВТП над образцом с трещиной длиной 1 мм (рис. 4-а) и 2 мм (рис. 4-б). После установки ВТП на образец проводилась компенсация небаланса и поворот комплексной плоскости таким образом, чтобы направления сигнала от дефекта имело вертикальное направление снизу до верху. Чувствительность при регистрации сигналов от трещины длиной 1 мм и сигналов помех была одинаковой. Для трещины длиной 2 мм чувствительность была уменьшена на 12 дБ. Анализ годографов показывает, что длина трещины очень сильно влияет на амплитуду сигнала. В частности, сигнал от трещины длиной 2 мм больше чем в 3 раза сигнала от трещины длиной 2 мм. Сигнал от трещины длиной 1 мм больше, чем на 6 дБ превышает уровень сигнала от основных помех, что подтверждает высокую селективность контроля с помощью представленного ВТП.

image

Рис. 4. Сигналы вращающегося ВТП от дефектов типа трещина длиной 1 мм (а) и 2 мм (б)под головкой заклепки и обшивкой толщиной 2 мм.

 Сравнительные исследования показали, что представленный ВТП имеет лучшую чувствительность и селективность при выявлении дефектов во втором от поверхности слое, чем стандартные ВТП, предназначенные для решения той же задачи.

Вихретоковый контроль авиационных колес

 В настоящее время для ручного и автоматизированного контроля применяли громоздкий устаревший прибор Elotest В2, к которому подключали ВТП типа МДФ 0701 [7]. Вихретоковые дефектоскопы типа ОКО-01 и ВД3-71 в комплекте с ВТП типа МДФ 0701 могут еще более эффективно решать эту задачу. При этом, прибор ОКО-01 более эффективен для создания системы автоматизированного контроля, а прибор ВД3-71 эффективен для ручного контроля в условиях аэродромов. На рис. 5 приведены сигналы от дефектов глубиной 0,3 мм и 0,5 мм на экране дефектоскопа ОКО-01. Слева – сигналы на временной развертке, справа – сигналы в комплексной плоскости. На дефектограмме видно, что сигналы от дефекта хорошо различимы на фоне помех (соотношение сигнала от меньшего дефекта к сигналу от изменения зазора около 10 дБ).

image

Рис. 5. Сигнал от дефектов типа трещина, глубиной 0,3 мм (1) и 0,5 мм (2) в барабане авиационного колеса.

Выявление дефектов под слоем герметика.

 Проведенные нами исследования показали, что на основе использования низкочастотных ВТП мультидифференциального типа можно обеспечить достаточно высокую чувствительность к усталостным трещинам при контроле через слой герметика (без его удаления). Наличие слоя герметика, имеющего диэлектрические свойства, в диапазоне вихретоковых рабочих частот влияет аналогично зазору между ВТП и контролируемой поверхностью. Отличительной особенностью мультидифференциальных ВТП серии Леотест МДФ является почти полное подавление шумов, связанных с изменениями в процессе контроля зазора между ВТП и контролируемой поверхностью. На рис. 6. представлены зависимости амплитуды сигнала ВТП от дефекта при изменении зазоров (или в нашем случае толщины герметика) . Для ВТП типа Леотест MДФ 0901 зависимость получена для двух рабочих частот - 1 кГц и 10 кГц. Амплитуды сигналов от сквозного поверхностного дефекта в пластине толщиной 5 мм для разных зазоров приведены к амплитуде сигнала от того же дефекта при контроле без зазора (слоя защитного диэлектрического покрытия). Для ВТП типа Леотест MДФ 0701 зависимость представлена только для рабочей частоты 10 кГц, так как частота 1 кГц лежит за пределами рабочего диапазона этого ВТП. Приведенные зависимости показывают, что для ВТП типа МДФ 0901 сигналы от дефекта на рабочих частотах 1 кГц и 10 кГц затухают с увеличением зазора приблизительно одинаково, то есть уменьшение сигнала от дефекта с увеличением зазора мало зависит от его рабочей частоты. Следует отметить, что это касается случая, когда рабочая частота выбирается в пределах оптимального диапазона рабочих частот данного ВТП. Сравнение зависимости для ВТП типа MДФ 0901 и MДФ 0701 показывает, что затухание сигнала от дефекта с увеличением зазора в большей степени зависит от его размеров. В то же время, надо отметить, что разница затухания не является значительной и во многих случаях меньшие размеры ВТП типа MДФ 0701 могут давать ему преимущество при контроле сложных авиационных узлов с выступами, отверстиями, галтельными переходами и т.п. В общем необходимо отметить, что для мультидифференциальных ВТП типа Леотест MДФ сигналы от грубых дефектов могут надежно регистрироваться (с соотношением сигнал/шум больше 6 дБ) при зазорах до 15,0 мм для ВТП типа MДФ 0701 и при зазорах до 10,0 мм для ВТП типа MДФ 0701.

image

Рис. 6. Зависимость амплитуды сигналов ВТП от толщины слоя герметика.

 При выявлении трещин под слоем герметика выделяют критические зоны, перечень которых определяет главный конструктор. Это, прежде всего, усиливающие накладки в местах стыковки обшивок и стрингеров, зоны грубых утончений стрингера в зоне их окончания, зоны болтовых соединений и т.п. В результате анализа этих зон ранее была разработана методика выявления усталостных трещин в критических зонах без снятия герметика, которая подтвердила свою эффективность в условиях авиаремонтного предприятия [6]. Рассмотрим пример типовой критической зоны.

image

Рис. 7. Типовая схема вихретокового контроля стыка стрингеров:1 – стрингер, 2 – стык стрингеров, 3 – усиливающий профиль, 4 - обшивка.

 На рис. 7 показана типовая схема контроля стыка стрингеров 1 с усиливающим профилем 3. Крестиками на этом рисунке показано расположение заклепок и болтовых соединений. На этих рисунках стрелками, скобками со стрелками и заштрихованными участками со стрелками показаны зоны, которые подлежат контролю. С целью упрощения на рисунках не показан слой герметика. Контролируемые участки разделены на характерные зоны, которые называются отдельными зонами контроля (ОЗК). Настройка дефектоскопа и методика работы в каждой из этих зон отличаются. На таком узле контролируют такие характерные участки: верхние полки стрингеров 1 по концам профиля (ОЗК отмечены буквами Г, Ж і Е), обшивка 4 в зоне стыка 2 стрингеров 1 (заштрихованная ОЗК – К) и усиливающий профиль 3 в зоне стыка стрингера (ОЗК отмечена буквами И и Д).

Заключение

  1. Представлены универсальные вихретоковые дефектоскопы типа ОКО-01 и ВД 3-71, которые позволяет решать широкий круг задач неразрушающего контроля на основе воз-можности работы в широком диапазоне рабочих частот. В дефектоскопах реализована воз-можность представления сигналов в комплексной плоскости или представление компонент сигналов с временной разверткой. Имеется возможность использовать фильтры различного типа, что позволяет улучшить соотношение сигнал/шум при выявлении мелких или глубоко залегающих дефектов (в немагнитных сплавах). Дефектоскопы позволяет подключать ВТП различного типа. Приборы обеспечивают сохранение настроек и результатов контроля. Бла-годаря небольшому весу и габаритам, а также наличию встроенного аккумулятора, прибор типа ВД3-71 удобен для использования в полевых условиях и условиях аэродромов.
  2. Дефектоскопы типа ОКО-01 и ВД 3-71 имеют достаточную чувствительность при подключении низкочастотных вихретоковых преобразователей. Это позволяет обнаруживать не только поверхностные, но и подповерхностные дефекты, в том числе в многослойных авиационных конструкциях.
  3. Для метрологического обеспечения вихретоковых технологий выявления скрытых под-поверхностных дефектов разработан специальный стандартный образец с внутренними де-фектами с глубинами залегания от 1 до 4 мм.
  4. На основе приборов ВД 3-71 и ОКО-01 с применением специальных ВТП мультидиф-ференциального типа серии Леотест могут быть разработаны технологии эксплуатационного контроля неразборных узлов авиационных конструкций, в том числе:
    • выявления локальных коррозионных поражений (в том числе в зоне «стрингер-обшивка») при контроле с непораженной стороны;
    • выявления усталостных трещин под обшивкой толщиной до 10-12 мм;
    • выявления трещин в критичных зонах под слоем герметика толщиной до 15 мм, в том числе в баках кессонов;
    • выявления трещин на боковой поверхности отверстий;
    • выявления трещин в барабанах авиационных колес;
    • выявления трещин не выходящих из-под головки заклепки (в том числе во втором или третьем слое);
    • выявления трещин под слоем хрома толщиной до 200 мкм в стойках амортизаторов шас-си.

Список использованной литературы

  1. Дорофеев А. Л., Казаманов Ю. Г. Электромагнитная дефектоскопия. – М.: Машиностроение, 1980. – 232 с.
  2. Выявление дефектов в неразъемных конструкциях // Авиационные материалы. Вып.6. Дефектоскопия металлов / В.Н. Учанин, А.Л. Дорофеев, Ю.Г. Казаманов и др. - М.: ВИАМ. – 1979. - С. 59 - 64.
  3. Учанин В.Н., Цирг В.Н. Опыт применения низкочастотных вихретоковых дефектоскопов для выявления скрытых дефектов усталостного и коррозионного происхождения // Техническая диагностика и неразрушающий контроль. – 1989. - № 4. - С. 71 - 75.
  4. Учанин В.Н., Цирг В.Н. Обнаружение скрытых коррозионных повреждений авиационных конструкций вихретоковым методом // Физ.-хим. механика материалов. – 1990. - № 4. – С. 103 – 104.
  5. Учанин В.Н. Вихретоковые методы выявления дефектов в зоне заклепок многослойных авиационных конструкций // Техническая диагностика и неразрушающий контроль. – 2006. - № 2. - С. 3-12.
  6. Учанин В.Н. Вихретоковый метод выявления трещин в элементах конструкции крыла самолета изнутри кессонов без удаления герметика // Матеріали 5 Національної науково-технічної конференції і виставки "Неруйнівний контроль та технічна діагностика" (НКТД-2006). – Київ. – 2006. – С. 184-187.
  7. Учанин В.Н., Маленко В.И. Вихретоковый метод выявления дефектов колес в условиях ремонта авиационной техники // Материалы 13-й межд. конф. "Современные методы и средства неразрушающего контроля и технической диагностики". – Ялта. – 2005. – С. 179-180.
  8. Міцність і довговічність авіаційних матеріалів та елементів конструкцій / О.П. Осташ, В.М. Федірко, В.М. Учанін, С.А. Бичков и др., видання заплановано на 2007 р.
  9. Джаганян А.В., Луценко Г.Г., Учанин В.Н. Создание нового универсального вихретокового дефектоскопа типа ВД 89-НМ (ОКО-01) / Електромагнітний, акустичний та оптичний неруйнівний контроль матеріалів / Серія: Фізичні методи та засоби контролю середовищ, матеріалів та виробів. – Львів: Фізико-механіч¬ний ін-т ім. Г. В. Кар¬пенка НАН України. – 2006. – Вип. 11. – С. 93 – 102.
  10. Учанин В.Н., Джаганян А.В. Создание универсального вихретокового дефектоскопа ОКО-01 и его применение для контроля элементов продуктопроводов // Матеріали 5 Національної науково-технічної конференції і виставки "Неруйнівний контроль та технічна діагностика" (НКТД-2006). – Київ. – 2006. – С. 211-215.
  11. Учанин В.Н. Вихретоковые мультидифференциальные преобразователи и их применение // Техническая диагностика и неразрушающий контроль. – 2006. - № 3. - С. 34- 41.
  12. Учанин В.Н. Развитие вихретоковых методов контроля: задачи, решения, перспективы // Матеріали 5 Національної науково-технічної конференції і виставки "Неруйнівний контроль та технічна діагностика" (НКТД-2006). – Київ. – 2006. – С. 46-54.
  13. Mook G., Hesse O, Uchanin V. Deep penetrating eddy currents and probes. - 9-th Europ. Conf. on NDT, Berlin. 2006 (www.ndt.net). - Abstracts book. Part 1. – Index Tu.3.6.2.
  14. Uchanin V., Mook G., Stepinski T. The investigation of deep penetrating high resolution EC probes for subsurface flaw detection and sizing, 8-th Europ.Conf. for NDT, Barcelona. 2002 (см. также сайт: www.ndt.net. Інтернет издание NDTnet. - February 2003. - Vol.8. - № 2).
Наверх
 

Партнёры: